Home Page Image
График 1

График 2



"МИР ДОРОГ", № 15, апрель 2005

Ни для кого не секрет, что население планеты постепенно стареет. Несмотря на усилия жителей ряда стран Юго-Восточной Азии и отчасти Африки, граждане индустриально развитых частей мира – Европы и Америки – предпочитают росту народонасления обильные блага цивилизации. Как известно, печальная эта тенденция не миновала и Россию. Вместе с тем, отмечается растущая социальная и деловая активность людей старшего возраста, которая выражается в том числе и в повышении их мобильности.

Пожилой человек за рулем автомобиля – это уже вполне естественное явление для нашей страны. Но возраст – это не только накопленные за годы жизни знания и опыт. Это еще и некоторые ограничения. Известен медицинский факт, что среднестатистическому человеку, начиная с 20-23 лет от роду, через каждые прожитые 13-15 лет для зрительного восприятия информации требуется приблизительно в два раза больше света, чем в предшествующем жизненном отрезке времени. То есть, 60-летнему водителю для нормальной ориентации на дороге нужно во много раз больше света, чем 20-летнему. А ведь зрение – это важнейший фактор безопасной езды: более 95% дорожной информации нами воспринимается визуально.

Помочь водителю призваны современные световозвращающие материалы, и, в особенности, пленки микропризматического типа, обеспечивающие многократное увеличение яркости дорожного знака и, соответственно, облегчающие его восприятие водителем.

Посмотрите, как изменился облик наших городов, особенно крупных, за последние 15-20 лет. Подсветка домов, обилие наружное рекламы, яркие вывески и т.п. С наступлением темноты все это горит и переливается всеми цветами радуги. Фоновое освещение возросло многократно, и дорожные знаки как бы затерялись в этом хаосе огня. Привычные пленки на основе микростеклошариков уже не работают, т.к. их яркость ниже фонового освещения. Значит не выполняется одно из двух главных требований к дорожному знаку – видимость. А если знак плохо виден или различим, следовательно, он не отвечает и второму главному требованию – читаемости.

На графике (рис.1) желтой полосой показаны уровни яркости, требуемые для обеспечения видимости дорожного знака на различных расстояниях от водителя. Синяя полоса отображает способность водителя считывать информацию на знаке при определенной его яркости. Можно сделать следующие выводы:

 

1) для того, чтобы быть видимым, любой знак должен иметь некий минимальный уровень яркости;  

2) чем ближе водитель к знаку, тем ниже требуется яркость для обеспечения читаемости;  

3) при использовании более ярких знаков достигаются уровни яркости, требуемые для обеспечения видимости знака, и увеличивается расстояние, с которого обеспечивается читаемость знака.

Понятно, что на уровень яркости дорожного знака влияет тип применяемой световозвращающей пленки. То есть пленкой можно регулировать эффективность знака, поскольку основные требования по видимости и читаемости всегда остаются неизменными.

 

На рис.2 наглядно продемонстрированы отличительные особенности трех разных типов пленки, примененных на указательном знаке: инженерного, высокоинтенсивного и микропризматического. В качестве последнего была использована пленка Avery Dennison Т-7500 MVP. График наглядно показывает преимущества микропризматической пленки, яркость которой в несколько раз выше, чем у других типов. Обычный водитель четко увидит и «прочтет» знак с расстояния 140 м, что дает ему достаточно времени для принятия решения.

  Что касается микропризматических пленок, то есть еще одно их свойство, которого хотелось бы коснуться отдельно. Микропризмы возвращают свет к источнику только если это позволяет сделать их собственная ориентация. То есть, если светить на микропризму под углом и поворачивать ее в вертикальной плоскости, световозвращение будет снижаться. Эту особенность приходится учитывать производителям микропризматических пленок. Для того, чтобы обеспечить максимальное световозвращение, изготовителю дорожного знака рекомендуется правильно ориентировать пленку, руководствуясь метками «верх-низ».

 

Российскому рынку известны, например, «алмазные» пленки 3М, на которых метки ориентации выполнены в виде стрелок, или «кристаллические» пленки NCI с нанесенными на них изображениями трапеций, узкая часть которых указывает на «верх». Конечно, это вполне приемлемый, но не оптимальный выход из положения, как минимум, по двум причинам: остается вероятность ошибочной ориентации пленки при изготовлении и монтаже знака и, кроме того, увеличиваются отходы при производстве.

 

Существует ли оптимальное решение этой проблемы? Оказывается – да. Микропризматическая пленка Avery Dennison, также представленная на российском рынке, не чувствительна к ориентации и, соответственно, вы не увидите на ней никаких меток. Максимальная функциональная эффективность этой пленки достигается за счет разнонаправленной ориентации формирующих

ее микропризм. Отражающая поверхность пленки состоит из маленьких, размером 5 х 5 мм, квадратов, в каждом из которых помещается 1000 микропризм, ориентированных в одинаковом направлении. Всего направлений ориентации 12; и все они различны. Получается, что под каким бы углом свет ни попадал на группу из 12 близлежащих квадратов, один из них обязательно обеспечит оптимальное световозвращение. И так по всей поверхности пленки. Кроме того, благодаря такой конструкции на этой пленке в ярком свете солнца днем и фар ночью не наблюдается «эффекта радуги», присущего другим микропризматическим типам.

 

Все перечисленные выше отличительные особенности и достоинства микропризматичеких пленок позволяют надеяться, что со временем они будут находить все более широкое применение на дорогах и способствовать повышению безопасности дорожного движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
   
           
Сайт создан в системе uCoz