"МИР ДОРОГ", № 12, 2004

 

       
Как бы ни были хороши исходные материалы, какие бы гарантии ни давал их производитель, качество конечной продукции всегда будет зависеть от мастерства того, кто ее изготавливает.

 

Кто из вас, в загородной поездке за рулем автомобиля не замечал, насколько отличается дорожная обстановка в темное время от той картины, к которой привыкает глаз в дневные часы, когда водителю помогает множество ориентиров, да и дорога хорошо видна на несколько сот метров вперед.

 

Другое дело – езда в темноте. Некоторые дорожные знаки в свете фар вдруг покрываются пятнами, изменяют свой привычный цвет или вообще перестают читаться. «Из чего их только делают!» - негодуя воскликнете вы, и окажетесь не совсем правы: суть и в том, КАК их делают.

 

Попытаемся ответить на этот вопрос, продолжая начатый в 10-м номере журнала разговор о световозвращающих пленках (СВП); остановимся на некоторых особенностях работы с ними и свойствах, которые полезно знать и использовать при изготовлении конечной продукции - дорожного знака.

 

Наряду с СВП важнейшим элементом знака является основа, на которую эта пленка наклеивается. Хотите верьте, хотите нет, но в большинстве случаях от качества основы зависит качество всего изделия. Попробуем доказать это.

 

В мире СВП клеят на многие жесткие листовые материалы: металлы (сталь, алюминий), пластмассы, фанеру, хотя любой производитель пленки скажет вам, что оптимальным материалом основы знака является алюминий. Именно он дает максимальную адгезию, не подвержен коррозии и обеспечивает полный гарантированный срок службы дорожного знака. Однако алюминий – это достаточно дорогой материал, и производители знаков неустанно ищут более дешевые заменители. Например, в скандинавских странах, США, Канаде в качестве основы знака широко используется пропитанная водостойкая фанера. В России фанерные знаки не встретишь. Причина та же – цена. Своей хорошей водостойкой фанеры мало, а импортная стоит больших денег.

 

Некоторые производители с разной долей успеха пытаются применять пластмассовые основы. При всей своей привлекательности – цена, штампуемость, иногда – хорошая адгезия – пластмассы таят в себе опасность для наклеенных на них пленок. Под длительным и интенсивным воздействием солнечного света большинство пластмасс начинают выделять газы, что обусловлено химическим составом и структурой этих материалов. Выделившиеся газы, в свою очередь, постепенно разрушают изнутри отражающий слой СВП. В результате в темноте в свете фар на знаке появляются темные пятна. Иногда дегазация вызывает пузырение и даже разрыв пленки – а это те же пятна и полосы на знаке.

 

У изготовителей знаков чаще всего отсутствует специальное оборудование для проведения испытаний на воздействие ультрафиолета на различные сочетания пластмасс и СВП. Поэтому, как правило, следует обращаться к производителям пленок для получения соответствующих рекомендаций. Самодеятельность здесь неуместна. В случае нарушения изготовителем дорожного знака гарантийных обязательств по его долговечности ни один производитель пленки не примет на себя какую-либо ответственность, если в качестве основы была использована пластмасса, не рекомендованная этим производителем.

 

В России самым популярным материалом основы пока остается сталь – окрашенная или оцинкованная. Рассмотрим оба типа стальной основы. В принципе, правильно нанесенное на предварительно хорошо подготовленную поверхность стальной заготовки лакокрасочное покрытие (лучше всего – методом напыления) является хорошей основой для наклеивания СВП. Однако не торопитесь. Сначала убедитесь в прочности лакокрасочного слоя, чтобы со временем пленка не отвалилась вместе с краской. Воспользуйтесь методом сетчатых надрезов. Сделайте на лакокрасочном покрытии острым лезвием несколько надрезов в виде сетки с расстоянием между линиями около 1 мм. Наклейте на место надрезов малярную ленту, сильно прижав ее ракелем. Снимите малярную ленту и убедитесь, что к ней не прилипла краска с надрезанного участка. Если краска перешла на ленту, клеить пленку нельзя. Не забывайте, что клеевой слой на малярной ленте гораздо слабее, чем на СВП. И если уж лента вызвала отслаивание краски, то легко можно представить, что случится с наклеенной пленкой. Отвалится вместе с краской.

 

Еще осторожнее нужно обращаться с оцинкованной сталью. Сколько критических стрел иногда выпускается в адрес производителей СВП: мол, клеевой слой слабый, пленка пузырится и т.д. и т.п. Но интересно, что в подавляющем большинстве случаев эта критика связана с попытками наклеивания пленок на оцинкованную стальную поверхность. У профессионалов-поклейщиков существует неписанное правило: любая поверхность, предназначенная для оклейки, изначально считается грязной и требует соответствующей подготовки. Это правило особенно актуально для работы с оцинкованной сталью. Люди знающие могут подтвердить, сколько усилий приходится затратить, чтобы качественно подготовить оцинкованную заготовку. Идеально нужно применять горячие щелочные растворы в сочетании с механической абразивной обработкой поверхности. Однако на практике такой трудоемкий и требующий специального оборудования способ используется нечасто. Неплохих результатов удается достичь более простыми методами. Работу, как правило, выполняют в три этапа; очистка от грязи и пыли, обезжиривание, высушивание. После удаления грязи нужно налить на поверхность заготовки немного воды. Если вода не растекается, а остается в каплеобразном состоянии, придется приступить ко второму этапу: протереть поверхность обезжиривающим средством. Если это спирт, то лучше всего изопропиловый или его раствор, если растворитель, то ни в коем случае не масляный. Теперь третий этап: тщательно удаляются следы спирта или растворителя мягкой тряпкой или специальной салфеткой; и не круговыми движениями, а вверх – вниз, каждый раз поворачивая салфетку к очищаемой поверхности чистой стороной. Поверхность заготовки полностью высушивается. Теперь можно приступать к поклейке, не забывая, однако, еще об одном важном свойстве клеевого слоя СВП. Дело в том, что привившийся у нас термин «самоклеящаяся» не совсем соответствует истине. Правильнее именовать клей на СВП как «чувствительный к давлению», поскольку активное структурирование клея возникает при незначительном изменении его объема вследствие достаточно сильного нажатия на поверхность пленки валиковым аппликатором (ручным или стационарным) или ракелем. И здесь старайтесь не переусердствовать, чтобы не повредить пленку или слой красителя, если вы приклеиваете маску дорожного знака после трафаретной печати.

 

Кстати о красителях или, точнее, о цвете и цветности дорожных знаков. Как известно, производители СВП довольно строго придерживаются международных норм и стандартов, принятых в разных странах в отношении цветов средств организации движения. Для этих нужд выпускаются пленки так называемых «стандартных дорожных цветов», которые находятся в пределах регламентированных координат цветности. То же относится и к красителям для трафаретной печати. Причем некоторые фирмы, такие как Avery Dennison, 3M, NCI, выпускают красители под своими торговыми марками, совместимые с пленками собственного производства.

 

Вместе с тем с появлением на рынке микропризматических СВМ ситуация несколько изменилась. При использовании этих пленок для знаков и щитов индивиуального проектирования, как правило, используется метод аппликации. Наклеивание на основу нескольких слоев разноцветных микропризматических пленок, которые к тому же имеют сравнительно большую толщину, - слишком дорогое удовольствие. Да и грязь со временем скапливается на широких кромках пленочных срезов на поверхности знака. Решение всех этих проблем изготовители знаков находят в применении тонких прозрачных «светофильтрующих» пленок. Этот самоклеящийся полиэфирный материал выпускается производителями СВП в стандартных дорожных цветах и их срок службы, как правило, соответствует долговечности СВП. Однако в последнее время на наших дорогах появляются щиты индивидуального проектирования, чьи цвета несколько отличаются от привычно используемых в организации дорожного движения, хотя чаще всего они попадают в координаты цветности, установленные отечественным стандартом. Разгадка проста. Изготовители знаков используют вместо стандартных светофильтров недорогие литые виниловые полупрозрачные пленки, изначально предназначенные для производства рекламной продукции. Соответственно, цветовая гамма этих пленок, хотя и велика, но не всегда может отвечать привычным требованиям.

 

Как видите, далеко не всегда некоторые затруднения и неудобства, испытываемые водителем при езде в темное время суток, следует относить за счет световозвращающей пленки на дорожных знаках. Есть еще целый ряд факторов, существенно влияющих на качество конечной продукции и, соответственно, безопасность движения на наших дорогах.


   
           
Сайт создан в системе uCoz