"МИР ДОРОГ", № 10, 2004

 

Рост аварийности на автомобильных дорогах нашей страны в последние годы уже по праву сравнивают с национальным бедствием. Количество погибших и раненых исчисляются десятками и сотнями тысяч. Такова статистика...

 

По данным ООН полное обустройство автомобильной дороги современными средствами сигнализации, т.е. дорожными знаками, разметкой и т.п., позволяет снизить число аварий почти на 20%. Легко посчитать, сколько тысяч человеческих жизней можно было бы спасти … Но, как говорится, история не признает сослагательных наклонений.

 

Можно сколько угодно рассуждать и о других причинах дорожно-транспортных происшествий: превышение скорости, пьяные водители, недисциплинированные пешеходы и т.д. Но все они относятся к так называемому «человеческому фактору», который так или иначе обусловлен нашим менталитетом, образом жизни, отношением к окружающим. Другое дело – отсутствующая разметка или неработающий дорожный знак. Тут на менталитет не сошлешься.

 

Но что такое современное средство сигнализации? Или, уж коль скоро мы решили поговорить о дорожных знаках – что такое современный дорожный знак? Какие материалы обеспечивают надежность, высокое качество и работоспособность нашего помощника на дороге?

 

Основа основ любого дорожного знака – это обращенная к участникам движения световозвращающая поверхность, которая несет необходимую для водителя информацию и обеспечивает ее распознание в любое время дня и ночи. Причем если в светлое время суток светоотражение не требуется, то ночью это свойство знака является определяющим и главным. Светоотражение, а вернее – световозвращение, поскольку луч света от фар автомобиля как бы возвращается к его источнику, на всех без исключения современных дорожных знаках, что обеспечивается самоклеящейся световозвращающей пленкой, которая наносится на металлическую или пластиковую несущую основу.

 

Эти пленки. Их свойства и особенности и являются предметом рассмотрения в данных заметках. Следует признать, что рынок этих материалов в России е столь широк и разнообразен, как это может показаться на первый взгляд. Для того, чтобы пересчитать производителей световозвращающих пленок, более или менее представленных на нашем рынке, вполне может хватить пальцев одной руки. Тому, на наш взгляд, есть разумное объяснение: качественные световозвращающие пленки – это высокотехнологичная продукция, требующая весьма больших инвестиций в лабораторную и, особенно, производственную базу. Световозвращающая пленка – это сложная многослойная конструкция, сочетающая в себе три важнейшие функции: адгезию, световозвращение и защищенность лицевой стороны поверхности. Хорошая адгезия – это понятно: пленка должна надежно приклеиваться к несущей основе. Без прочного защитного слоя на лицевой поверхности пленка быстро загрязняется и перестает работать на дороге. Кроме того, такая пленка легко повреждается в процессе ее переработки и наклеивания на несущую основу.

 

Подробнее следует остановиться на световозвращении. В различных типах пленки световозвращение достигается различными способами: либо за счет использования микростеклошариков, либо микропризм. Причем микропризмы позволяют увеличить этот эффект в несколько раз по сравнению со стеклошариками. Более высокий удельный коэффициент силы света или световозвращения (УКСС, измеряется в канделах на люкс на кв.метр) микропризматических пленок позволяет эффективно применять их на многополосных автомагистралях и на городских улицах с высоким фоновым освещением. Другим не менее важным свойством световозвращающих пленок является их способность «светиться» при падении на них луча света под разными углами. В реальной дорожной обстановке автомобиль почти всегда перемещается относительно дорожного знака, и лишь на мгновение свет фар освещает знак под прямым углом. Все остальное время угол освещения постоянно меняется: чем ближе знак, тем меньше угол.

 

Теперь, когда мы знаем, что требуется от качественной световозвращающей пленки для дорожных знаков, посмотрим, что же предлагает нам рынок. Все без исключения производителя – корейская LG, японские Kiwa и NCI, американские 3М и Avery Dennison – поставляют широкий ассортимент пленок так называемого «инженерного» типа. Все эти пленки имеют в своей структуре микростеклошарики, обеспечивающие эффект световозвращения. Исходя из потребностей и покупательской способности рынков сбыта, производители позаботились о том, чтобы обеспечить потребителя как можно более дешевой «инженерной» пленкой, которая отвечала бы тем не менее минимальным требованиям к световозвращению. Так с десяток лет тому назад на рынке появились и по сей день весьма успешно продаются и применяются на наших дорогах «коммерческие» пленки. У разных производителей они имеют разные наименования, но объединяют их близкие ценовые уровни (самые низкие), как правило отсутствие гарантий от производителя и минимальные допустимые действующими стандартами фотометрические характеристики (УКСС).

 

Вместе с тем, справедливости ради следует отметить, что адгезия и защищенность лицевой поверхности у «коммерческих» пленок упомянутых производителей вполне приемлемы.

На несколько более высоком технологическом и, соответственно, ценовом уровне находятся обычные «инженерные» пленки. Мало чем отличаясь внешне от «коммерческих», они, тем не менее, обладают свойствами, позволяющими производителю давать полноценную гарантию на весь срок их эксплуатации – от 5 до 7 лет (снижение УКСС не более чем на 20%, стойкость пигментов и т.д.)

 

На самом верху пирамиды пленок на основе микростеклошариков находятся так называемые «высокоинтенсивные» или «суперинженерные» пленки. Они имеют более высокий УКСС (в 3-3,5 раза) чем у обычных инженерных; как правило очень хорошо работают под различными углами падения света, обладают высокой долговечностью и прочностью. Эти пленки легко отличить по внешнему виду: они имеют как бы «ячеистую» структуру. Кстати, эти ячейки, а точнее, образующие их перегородки, создают пространство для воздушной прослойки между микростеклошариками и защитным лицевым слоем, значительно повышая коэффициент световозвращения. Эти пленки в 2-2,5 раза дороже обычных инженерных и не пользуются заметным спросом у нашего потребителя, хотя с точки зрения соотношения «цена-качество» они представляются весьма привлекательным вариантом для 4-6- полосных автодорог и оживленных городских улиц.

 

В последние несколько лет наш рынок обогатился новейшим и самым высокотехнологичным продуктом для изготовления дорожных знаков – пленкой с микропризматическими отражателями. Световозвращение здесь обеспечивается уже не стеклошариками, а ромбовидными микропризмами, строго ориентированными на отражающей поверхности. Микропризматические пленки, несмотря на высокую цену, вызвали определенный интерес у потребителя и уже нашли применение в ряде городов (щиты индивидуального проектирования). Эти материалы отличает очень высокий коэффициент световозвращения (в 2-2,5 раза выше, чем у самых «ярких» инженерных типов), большая долговечность и прочность. Их сравнительно большая толщина вызывает некоторые трудности с резкой на плоттере. У разных производителей эта пленка имеет свои названия : «кристаллическая» у NCI, «алмазная» у 3М, «призматическая» у Avery Dennison. Выпускается пленка, требующая ориентации при монтаже знака (3М) и, соответственно, имеющая метки «верх-низ», для обеспечения световозвращения под разными углами падения света, и пленка, одинаково работающая в любом положении (Avery Dennison). Как говорится, выбор за потребителем.

 

Кстати, коль скоро наши заметки имеют прямое отношение к безопасности дорожного движения, нельзя не упомянуть, что такие же микропризматические пленки применяются у нас и для контурной маркировки длинномерных и крупногабаритных автотранспортных средств для повышения их видимости и, соответственно, безопасности в ночное время согласно Правилам № 104 ЕЭК ООН. Пленки трех производителей – Reflexite, Avery Dennison и 3М – имеют европейские сертификаты и полостью соответствуют требованиям международных и российских стандартов.

Наши заметки не претендуют на абсолютную полноту, но было бы несправедливо не упомянуть добрым словом отечественных производителей, Прилагающих усилия к тому, чтобы стать полноправными участниками рынка. Пока нашей продукции недостает некоторых важных свойств, характеризующих качественные световозвращающие материалы, например, способности работать под разными углами падения света или достаточной прочности лицевой поверхности пленки. Но верится, что в недалеком будущем эти пробелы будут устранены.

Надеемся, что эти заметки помогут лучше ориентироваться в особенностях профессионального рынка световозвращающих материалов и всегда делать правильный выбор, ибо в том числе и от этого зависит наша безопасность на дорогах.

 

 

 
 
   
           
Сайт создан в системе uCoz