Световозвращающая пленка| При поддержке ООО"Бельвис-Сибирь" | ||||||||||
|
||||||||||
Как
бы ни были хороши исходные материалы, какие бы гарантии ни давал их
производитель, качество конечной продукции всегда будет зависеть от мастерства
того, кто ее изготавливает.
Кто
из вас, в загородной поездке за рулем автомобиля не замечал, насколько
отличается дорожная обстановка в темное время от той картины, к которой
привыкает глаз в дневные часы, когда водителю помогает множество ориентиров, да
и дорога хорошо видна на несколько сот метров вперед.
Другое
дело – езда в темноте. Некоторые дорожные знаки в свете фар вдруг покрываются
пятнами, изменяют свой привычный цвет или вообще перестают читаться. «Из чего
их только делают!» - негодуя воскликнете вы, и окажетесь не совсем правы: суть
и в том, КАК их делают.
Попытаемся
ответить на этот вопрос, продолжая начатый в 10-м номере журнала разговор о
световозвращающих пленках (СВП); остановимся на некоторых особенностях работы с
ними и свойствах, которые полезно знать и использовать при изготовлении
конечной продукции - дорожного знака.
Наряду
с СВП важнейшим элементом знака является основа, на которую эта пленка
наклеивается. Хотите верьте, хотите нет, но в большинстве случаях от качества
основы зависит качество всего изделия. Попробуем доказать это.
В
мире СВП клеят на многие жесткие листовые материалы: металлы (сталь, алюминий),
пластмассы, фанеру, хотя любой производитель пленки скажет вам, что оптимальным
материалом основы знака является алюминий. Именно он дает максимальную адгезию,
не подвержен коррозии и обеспечивает полный гарантированный срок службы
дорожного знака. Однако алюминий – это достаточно дорогой материал, и
производители знаков неустанно ищут более дешевые заменители. Например, в
скандинавских странах, США, Канаде в качестве основы знака широко используется
пропитанная водостойкая фанера. В России фанерные знаки не встретишь. Причина
та же – цена. Своей хорошей водостойкой фанеры мало, а импортная стоит больших
денег.
Некоторые
производители с разной долей успеха пытаются применять пластмассовые основы.
При всей своей привлекательности – цена, штампуемость, иногда – хорошая адгезия
– пластмассы таят в себе опасность для наклеенных на них пленок. Под длительным
и интенсивным воздействием солнечного света большинство пластмасс начинают
выделять газы, что обусловлено химическим составом и структурой этих
материалов. Выделившиеся газы, в свою очередь, постепенно разрушают изнутри
отражающий слой СВП. В результате в темноте в свете фар на знаке появляются
темные пятна. Иногда дегазация вызывает пузырение и даже разрыв пленки – а это
те же пятна и полосы на знаке.
У
изготовителей знаков чаще всего отсутствует специальное оборудование для
проведения испытаний на воздействие ультрафиолета на различные сочетания
пластмасс и СВП. Поэтому, как правило, следует обращаться к производителям
пленок для получения соответствующих рекомендаций. Самодеятельность здесь
неуместна. В случае нарушения изготовителем дорожного знака гарантийных
обязательств по его долговечности ни один производитель пленки не примет на себя
какую-либо ответственность, если в качестве основы была использована
пластмасса, не рекомендованная этим производителем.
В
России самым популярным материалом основы пока остается сталь – окрашенная или
оцинкованная. Рассмотрим оба типа стальной основы. В принципе, правильно
нанесенное на предварительно хорошо подготовленную поверхность стальной
заготовки лакокрасочное покрытие (лучше всего – методом напыления) является
хорошей основой для наклеивания СВП. Однако не торопитесь. Сначала убедитесь в
прочности лакокрасочного слоя, чтобы со временем пленка не отвалилась вместе с
краской. Воспользуйтесь методом сетчатых надрезов. Сделайте на лакокрасочном
покрытии острым лезвием несколько надрезов в виде сетки с расстоянием между
линиями около 1 мм. Наклейте на место надрезов малярную ленту, сильно прижав ее
ракелем. Снимите малярную ленту и убедитесь, что к ней не прилипла краска с
надрезанного участка. Если краска перешла на ленту, клеить пленку нельзя. Не
забывайте, что клеевой слой на малярной ленте гораздо слабее, чем на СВП. И
если уж лента вызвала отслаивание краски, то легко можно представить, что
случится с наклеенной пленкой. Отвалится вместе с краской.
Еще
осторожнее нужно обращаться с оцинкованной сталью. Сколько критических стрел
иногда выпускается в адрес производителей СВП: мол, клеевой слой слабый, пленка
пузырится и т.д. и т.п. Но интересно, что в подавляющем большинстве случаев эта
критика связана с попытками наклеивания пленок на оцинкованную стальную поверхность.
У профессионалов-поклейщиков существует неписанное правило: любая поверхность,
предназначенная для оклейки, изначально считается грязной и требует
соответствующей подготовки. Это правило особенно актуально для работы с
оцинкованной сталью. Люди знающие могут подтвердить, сколько усилий приходится
затратить, чтобы качественно подготовить оцинкованную заготовку. Идеально нужно
применять горячие щелочные растворы в сочетании с механической абразивной
обработкой поверхности. Однако на практике такой трудоемкий и требующий
специального оборудования способ используется нечасто. Неплохих результатов
удается достичь более простыми методами. Работу, как правило, выполняют в три
этапа; очистка от грязи и пыли, обезжиривание, высушивание. После удаления грязи
нужно налить на поверхность заготовки немного воды. Если вода не растекается, а
остается в каплеобразном состоянии, придется приступить ко второму этапу:
протереть поверхность обезжиривающим средством. Если это спирт, то лучше всего
изопропиловый или его раствор, если растворитель, то ни в коем случае не
масляный. Теперь третий этап: тщательно удаляются следы спирта или растворителя
мягкой тряпкой или специальной салфеткой; и не круговыми движениями, а вверх –
вниз, каждый раз поворачивая салфетку к очищаемой поверхности чистой стороной.
Поверхность заготовки полностью высушивается. Теперь можно приступать к
поклейке, не забывая, однако, еще об одном важном свойстве клеевого слоя СВП.
Дело в том, что привившийся у нас термин «самоклеящаяся» не совсем соответствует
истине. Правильнее именовать клей на СВП как «чувствительный к давлению»,
поскольку активное структурирование клея возникает при незначительном изменении
его объема вследствие достаточно сильного нажатия на поверхность пленки
валиковым аппликатором (ручным или стационарным) или ракелем. И здесь
старайтесь не переусердствовать, чтобы не повредить пленку или слой красителя,
если вы приклеиваете маску дорожного знака после трафаретной печати.
Кстати
о красителях или, точнее, о цвете и цветности дорожных знаков. Как известно,
производители СВП довольно строго придерживаются международных норм и
стандартов, принятых в разных странах в отношении цветов средств организации
движения. Для этих нужд выпускаются пленки так называемых «стандартных дорожных
цветов», которые находятся в пределах регламентированных координат цветности.
То же относится и к красителям для трафаретной печати. Причем некоторые фирмы,
такие как Avery Dennison, 3M, NCI, выпускают красители под своими торговыми
марками, совместимые с пленками собственного производства.
Вместе
с тем с появлением на рынке микропризматических СВМ ситуация несколько
изменилась. При использовании этих пленок для знаков и щитов индивиуального
проектирования, как правило, используется метод аппликации. Наклеивание на
основу нескольких слоев разноцветных микропризматических пленок, которые к тому
же имеют сравнительно большую толщину, - слишком дорогое удовольствие. Да и
грязь со временем скапливается на широких кромках пленочных срезов на
поверхности знака. Решение всех этих проблем изготовители знаков находят в
применении тонких прозрачных «светофильтрующих» пленок. Этот самоклеящийся
полиэфирный материал выпускается производителями СВП в стандартных дорожных
цветах и их срок службы, как правило, соответствует долговечности СВП. Однако в
последнее время на наших дорогах появляются щиты индивидуального
проектирования, чьи цвета несколько отличаются от привычно используемых в
организации дорожного движения, хотя чаще всего они попадают в координаты
цветности, установленные отечественным стандартом. Разгадка проста.
Изготовители знаков используют вместо стандартных светофильтров недорогие литые
виниловые полупрозрачные пленки, изначально предназначенные для производства
рекламной продукции. Соответственно, цветовая гамма этих пленок, хотя и велика,
но не всегда может отвечать привычным требованиям.
Как
видите, далеко не всегда некоторые затруднения и неудобства, испытываемые
водителем при езде в темное время суток, следует относить за счет
световозвращающей пленки на дорожных знаках. Есть еще целый ряд факторов,
существенно влияющих на качество конечной продукции и, соответственно,
безопасность движения на наших дорогах.
|
||||||||||